Как придать статус официального сайту органа МСУ

15 октября 2019

Что такое официальный сайт?

Впервые в российском законодательстве определение официального сайта органа власти дано в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ (далее — 8-ФЗ).

В соответствии с основными терминами (статья 1), применяемыми в Федеральном законе 8-ФЗ, официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» , содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

При этом, в законе не содержится указаний, какое именно из доменных имен, принадлежащих органу власти (местного самоуправления), следует считать его официальным сайтом. Также нет и описания процедуры объявления такого имени официальным сайтом. Буквальное прочтение указанной нормы позволяет считать все сайты официальными, если их доменные имена принадлежат органу власти (местного самоуправления). И обратная ситуация: если доменное имя (адрес), по которому размещён сайт, не принадлежит органу власти (местного самоуправления), то с точки зрения 8-ФЗ, сайт не является официальным, а размещенная на нем информация будет ничтожна.

Официальный сайт органа власти — это место публикации всех новостей и сообщений, которые он хочет донести до общественности, это аналог официальных пресс-релизов и публикаций в сети Интернет. Основное отличие такого сайта от любого другого заключается в его официальном статусе, который позволяет рассматривать размещенную на нем информацию, как достоверную.

Необходимо отметить, что размещение информации на официальном сайте является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 6 закона 8-ФЗ).

Так необходим ли официальный сайт органам местного самоуправления сельских поселений?

Статья 10 закона 8-ФЗ говорит о том, что «информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района».

С одной стороны, такая формулировка в законе позволяет сельским поселениям не тратить ресурсы на разработку и сопровождение собственного сайта, а только обеспечивать наполнение информацией отдельных разделов на сайте муниципального образования, в состав которого они входят. С другой стороны, в этой же статье отмечается, что «государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть „Интернет“, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.». В данном положении не разграничиваются уровни органов местного самоуправления, что позволяет говорить о том, что свои официальные сайты нужны всем уровням.

Плюсы и минусы наличия собственного официального сайта для органов местного самоуправления

К плюсам можно отнести то, что в любом случае орган местного самоуправления обязан осуществлять информирование о своей деятельности. В случае, если у органа нет сайта, он обязан обеспечить для этого условия в своих стенах или публичных местах (библиотеки и т. п.), что достаточно ресурсозатратно. Если сайт имеется, то делать это необязательно (статья 17).

Еще один плюс наличия сайта — возможность в ответ на запрос о работе органа местного самоуправления вполне официально ограничиться ссылкой на сайт или не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если запрашиваемая информация размещена в интернете (статьи 19, 20). Этот момент можно считать стимулом для органов власти наполнять свой сайт информацией и экономить время на ответах на запросы.

К минусам для органов власти можно отнести такой момент, что пункт 2 статьи 10 предписывает органу власти создавать в публичных местах (в помещениях органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах) пункты подключения к сети Интернет для доступа к своему сайту. Реализация данного требования закона может привести к дополнительным затратам.

Кроме того, наличие официального сайта влечет за собой необходимость выполнения требований, которым должен соответствовать официальный сайт (статья 13 закона 8-ФЗ). Перечень достаточно обширный, что требует от органов власти обеспечивать наполнение официальных сайтов качественным контентом.

Как сделать официальный сайт?

Также создание и ведение официального сайта требует ряда организационных моментов, таких как:

  • Закрепить за органом домен.
  • Принять внутренние документы о работе сайта (постановление/приказ об официальном сайте, положение об официальном сайте, перечень информации, размещаемой на сайте).

Регистрация домена осуществляется у аккредитованных регистраторов доменных имен. Для этого необходимо проверить, свободно ли выбранное доменное имя, заключить с регистратором договор о регистрации доменного имени, заказать и оплатить услуги по регистрации. Дальше выполнить техническую работу по настройке сайта, а затем ежегодно продлевать домен.

Иногда контролирующие органы требуют справку о принадлежности домена. Получить такую справку в электронном виде или заказать в бумажном обычно можно через личный кабинет на сайте регистратора доменных имен.

Поскольку размещение информации на официальном сайте является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, то ответственные за размещение информации лица или структурные подразделения, а также порядок взаимодействия структурных подразделений в процессе предоставления информации для размещения на официальном сайте, как правило определяются в документе, утверждающем Положение об организации доступа к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Отдельным документом необходимо утвердить перечень информации о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, размещаемой в сети интернет. Как правило, в утверждаемом перечне информации, устанавливаются периодичность размещения информации, сроки её обновления, а также иные требования к её размещению.

Положение об официальном сайте, как правило, утверждает наименование сайта, его адрес в сети интернет, цели, задачи, принципы, структуру и иные требования к размещаемой на сайте информации. Также данное положение может содержать порядок разработки сайта, размещения и редактирования информации на нем, права и обязанности обладателя размещаемой информации, вопросы защиты данных.